Введение прикорма. Начало нового этапа жизни с малышом. |
Статьи - Всё о прикорме | |
Написал Гуданова Мария | |
19.04.2010 | |
Как вводить прикорм? Когда начинать? Какие продукты и в какой последовательности следует давать ребенку?... Эти и множество других вопросов волнуют родителей не меньше, чем когда-то внушали трепет приближающиеся роды. Интуитивно возникает ощущение, что введение прикорма – это начало нового этапа в жизни ребенка. Вокруг раздаются советы старшего поколения, психологическое давление оказывает реклама детского питания, педиатры и врачи разнятся в рекомендациях… И несмотря на все это, молодым родителям рано или поздно придется сделать решительный шаг – познакомить младенца с взрослой пищей. Почему «с взрослой пищей»? Есть замечательная книга американского педиатра Р. Мендельсона « Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам». В ней он подробно рассматривает историю и причину появления промышленного детского питания. Рекомендуем ее для ознакомления с теми процессами, которые в нашей стране только зарождаются, а в Америке уже давно пришли к своему логическому печальному завершению. Все очень просто: сначала младенец не получает маминого молока - кормиться искусственными смесями, а затем он просто не способен адекватно усваивать обычную еду в том возрасте, в котором он, по идее, должен начать ее получать. И для решения этой проблемы было разработано специальное адаптационное питание – каши, консервы, напитки, молочные и мучные продукты, которые рассчитаны на особенности развития желудочно-кишечного тракта малыша – «искусственника». Этот момент необходимо учитывать тем мамам, которые смогли сохранить грудное вскармливание в течение первых месяцев жизни ребенка. Для «грудничков» специальное детское питание не требуется! Они могут сразу переходить на обычные свежеприготовленные качественные продукты, минуя необходимый для «искусственников» этап адаптационного кормления.
Родителям, желающим более подробно ознакомиться с научной базой, на которой основаны рекомендации по введению прикорма у грудничков, рекомендуем ознакомиться с материалами, издаваемыми Всемирной Организацией Здравоохранения и Международной Молочной Лигой («LLL»). Официальная рекомендация – исключительно грудное вскармливание ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев после родов. До этого возраста малышу не предлагаются ни вода, ни соки, никакие другие продукты! 6 месяцев – это нижняя граница периода начала введения прикорма. В некоторых случаях предложения новой еды грудничку могут начаться и позже. Необходимое дополнение: под исключительно грудным вскармливанием ВОЗ подразумевает следующее.
Только подобный стиль кормления обеспечивает младенца всеми необходимыми веществами для развития на протяжении первых месяцев жизни. Если вашему малышу еще не исполнилось полгода, то прежде чем вводить прикорм, рекомендуется наладить полноценное грудное вскармливание. Существуют разнообразные методики по увеличению количества молока, по переходу от смешанного вскармливания к исключительно грудному при постепенном отказе от промышленных молочных смесей, а также хорошо работают способы восстановления количества молока с нуля в тех случаях, где кормление грудью было прервано и заменено на полностью искусственное. Следует добавить, есть довольно большая группа детей, которые к 6 месяцам не готовы усваивать что-то иное кроме женского молока. Это связано, прежде всего, с особенностями дозревания желудочно-кишечного тракта. У тех малышей, которые часто болеют, имеют риск возникновения аллергии, которые появились на свет через кесарево сечение или с помощью любых других медицинских вмешательств, чье двигательное развитие идет с замедлением, у кого наблюдаются отклонения в развитии нервной системы, а также у младенцев, получавших в прошлом помимо грудного молока дополнительное питание, жидкости или медикаменты – не будет наблюдаться готовности к введению прикорма в возрасте 6 месяцев. Но в этом нет ничего страшного! Можно спокойно ждать своего срока, продолжая в полном объеме грудное вскармливание и наблюдая за соответствием веса и роста ребенка его возрастной норме. Рано или поздно произойдет дозревание тех функций организма, которые отвечают за усвоение взрослой пищи, и малыш с радостью и без ущерба для здоровья начнет знакомство с прикормом.
Одним из базовых элементов подготовки, как уже было сказано выше, является наличие грудного вскармливания. Именно в молоке содержатся вещества, отвечающие за дозревание ферментативной системы желудка, формирование здоровой микрофлоры кишечника, создание барьера для проникновения аллергенов в кровь младенца, а также за множество других составляющих готовности желудочно-кишечного тракта к принятию новой пищи. Следующим важным шагом к введению прикорма станет знакомство младенца с жизнью кухни и поведением за столом. Именно наблюдение за всеми манипуляциями, производимыми с продуктами питания, позволит маленькому человеку сформировать грамотное отношение к еде. Малыша интересует все: где хранятся продукты, как они выглядят в необработанном виде, что с ними делают в процессе приготовления трапезы, какие запахи при этом присутствуют, как бережно взрослые обходятся с тем, что выкладывается к ним в тарелку, как аккуратно и дружно проходит сам прием пищи. Одним словом, новый член семьи всеми доступными для него способами впитывает культуру отношения к еде, характерную для данной семьи, а также усваивает основные правила поведения за столом. Практические советы, которые можно предложить на этом этапе:
Детки в возрасте 4 - 6 месяцев часто проявляют очень горячий интерес к тем предметам, которые они видят на столе во время завтраков-обедов-ужинов. Иногда этот живой интерес принимают за чувство голода и, «жалея» малыша, начинают вводить прикорм. Не будем совершать подобной ошибки! Малыш требует не еду, а всего лишь ложки, тарелки, салфетки и прочие интересные вещи, которые лежат перед ним. Он хочет подражать действиям взрослых – тянуть ложку в рот, опрокидывать чашку, подносить ко рту и грызть салфетку… Он хочет всесторонне изучить свойства столовых предметов: как они стучат, пахнут, можно ли поместить их на язык… Он пристально вглядывается, как именно взрослые жуют и глотают пищу, тянется к ним в рот, стремится сам повторить подобные манипуляции с едой… Это – подражательное поведение, а не демонстрация голода и готовности к введению прикорма. Поэтому мы обязательно дадим ему со стола в руки все, что считаем допустимым: ложки, блюдца, тряпичные салфетки, кружки – одним словом, те предметы, которые не причинят ему вреда и за сохранность которых вы не переживаете. Когда малыш заскучает у вас на руках – можно предложить ему заранее приготовленную игрушку, спустить его рядом на пол, позволить поэкспериментировать с другими предметами кухонного обихода (кастрюли, половники и т.п.). Подведем итог и выделим основные задачи подготовительного этапа к началу знакомства с взрослой пищей:
Как определить, что младенец готов к введению прикорма? Первая группа признаков обусловлена наступлением определенной стадии развития головного мозга ребенка. В чем это проявляется? - Малыш достиг необходимого уровня физического развития:
- Появление пищевого интереса:
Если наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных симптомов после начала введения прикорма – то, даже несмотря на настойчивые просьбы малыша получить взрослую еду, не будем торопиться! Просто желудочно-кишечный тракт младенца еще не готов к перевариванию и усвоению прикорма. Нужно продолжить исключительно грудное вскармливание, дождаться исчезновения неприятных последствий введения новой еды и повторять попытки с интервалом не менее чем в одну неделю.
Малыш считается готовым к введению прикорма только тогда, когда произошло совпадение во времени первой группы признаков и второй. То есть у ребенка наблюдается достаточная физическая зрелость, устойчивый пищевой интерес и отсутствуют нежелательные реакции со стороны желудочно-кишечного тракта на прикорм. Во всех остальных случаях введение взрослой пищи будет считаться преждевременным.
Когда нельзя начинать вводить прикорм Этих ситуаций не так уж и много. Не вдаваясь глубоко в подробные объяснения, просто перечислим их:
Для начала введения прикорма важно подобрать подходящий момент, который не совпадет по времени с вышеперечисленными ситуациями. Желательно дождаться , пока жизнь наладится, малыш приспособится к новым условиям, его здоровье нормализуется – и только после этого планировать знакомство с новой едой.
Самые важные принципы введения прикорма Основное и самое главное - грудное вскармливание должно оставаться в жизни младенца в прежнем объеме. Нет никаких причин для уменьшения количества прикладываний к груди и сокращения ежесуточного объема кормлений женским молоком. Введение прикорма и сосание груди – два параллельных процесса, выполняющих разные задачи и имеющих разные цели. Уместно добавить, что маленький ребенок очень четко разделяет эти функции: например, для засыпания ему по-прежнему нужна грудь, а не 50 грамм творога, и для успокоения после полученного стресса – тоже. Грудное молоко имеет уникальный состав, подстраивающийся под нужды растущего организма. Даже на втором и третьем году жизни ребенка оно выполняет свои питательные задачи и отвечает за рост малыша и развитие многих функциональных систем. Способ введения прикорма по принципу замены грудного молока взрослым питанием не оправдан с точки зрения физиологии и психологии младенцев и, как правило, приводит к преждевременному прерыванию кормления грудью. В нормальной ситуации малыш, наряду с определенным объемом прикорма, получает женское молоко так же часто, как и раньше. Он может приложиться к груди до приема пищи, во время него или сразу после - чтобы «запить» новые вкусовые ощущения. Он продолжает кормиться грудью перед засыпанием, после пробуждения, ночью во сне и в любых других необходимых ему ситуациях. Второй важный принцип: прикорм младенца выстраивается из продуктов материнского рациона. Именно с ними малыш познакомился за время беременности и грудного вскармливания. Именно они обеспечат плавное и безвредное знакомство с взрослой едой. Именно они застрахуют младенца от возникновения аллергических реакций. Надеемся, что рацион кормящей мамы будет достаточно здоровым и разнообразным, чтобы к нему можно было допустить маленького ребенка. Если же мама употребляет вредные продукты – значит, для нее с момента введения прикорма настал самый подходящий момент для перехода на качественное питание! Желательно предлагать малышу ту же еду, которую в данный момент подают к общему столу – чтобы мама и малыш получали одинаковые продукты одновременно. При этом необходимо следить за тем, чтобы младенец получал самые качественные кусочки и безвредные с точки зрения влияния на пищеварение.
Мария Гуданова, консультант по грудному вскармливанию АКЕВ Опубликовано в журнале «Мой ребенок» в марте 2010 года "Уважаемые читательницы! Если у вас возникли вопросы по данной статье, или у вас схожая ситуация, добро пожаловать в форум АКЕВ "Ответы на вопросы", раздел "Прикорм (Все вопросы, связанные с прикормом)". |
|
Последнее обновление ( 07.05.2014 ) |
< Пред. | След. > |
---|